
«2Вместите нас. Мы никого не обидели, никому не повредили, ни от кого не искали корысти. 3Не в осуждение говорю; ибо я прежде сказал, что вы в сердцах наших, так чтобы вместе и умереть и жить. 4Я много надеюсь на вас, много хвалюсь вами; я исполнен утешением, преизобилую радостью, при всей скорби нашей. 5Ибо, когда пришли мы в Македонию, плоть наша не имела никакого покоя, но мы были стеснены отовсюду: отвне — нападения, внутри — страхи. 6Но Бог, утешающий смиренных, утешил нас прибытием Тита, 7и не только прибытием его, но и утешением, которым он утешался о вас, пересказывая нам о вашем усердии, о вашем плаче, о вашей ревности по мне, так что я еще более обрадовался» (Второе послание к Коринфянам 7:2-7);
стих 2.
Павел призывает коринфян вместить их. Он употребляет здесь слово χωρεω (хорэо) — давать место, уступать, отходить. Речь идет не просто о том, чтобы впустить кого-то в сердце. Речь идет о том, чтобы дать первенство, уступить право, отойти в сторону, когда у тебя не получается что-то. Как отец, видя безуспешные попытки маленького сына сделать что-то серьезное, подходит и говорит: отойди, дай я.
Павел говорит то же самое коринфянам. Когда мы не можем справиться сами, то необходимо уступить место тому, кто может справиться. Наши отцы, те, кто действительно заботится о нас – они не только могут сделать для нас то, чего мы не можем, но и сделают это с той любовью, которая не обидит нас.
Далее Павел объясняет причины, почему коринфяне должны уступить ему первенство в Церкви.
Первая причина – «мы никого не обидели». Мы знаем, что Павел не был лицеприятным человеком, и поэтому вряд ли в Коринфе не было людей, не задетых его словом. Но он все же говорит о том, что никого не обидел.
Павел очень узко понимал обиду. Он применял слово αδικεω (адикэо) – нарушать, преступать закон, совершать преступление, грешить, вредить, обижать. Апостол считал, что если его слова не принесли разрушения, не были противозаконными и не являлись грехом, то ни о какой обиде не может идти речь. Сегодня многие притыкаются о любое слово, виня других во всем, что не хотят нести сами. Мы стали слишком нежными и самолюбивыми.Любое слово, не ласкающее наш слух, мы считаем обидой. Любой поступок, не дающий нам движения вперед, подъема или достижения цели, мы считаем обидой. Нас может оскорбить правда и утешить ложь.
Один из моих студентов, пастор-бизнесмен, постоянно опаздывал на сессии. Как-то в очередное его опоздание я рассказал ему историю о том, что один мой друг проклял бизнес постоянно опаздывающего служителя и тот сгорел. Я в шутку сказал, что может быть мне прибегнуть к такой мере, чтобы он прекратил опаздывать? Он сильно обиделся на меня, потому, что через несколько дней его товар арестовали из-за того, что он перевозил его через границу контрабандой. Даже не знаю, почему я считаю, что его обида не имеет ко мне никакого отношения?!
Второе, о чем пишет Павел, – «я никому не повредил». Φθειρω (фтэиро) – уничтожать, истреблять, губить, разорять, опустошать, карать, повреждать. Как мы видим речь идет о неких действиях, которые губят человека. Иисус молится Отцу:
«...да сбудется слово, реченное Им: «из тех, которых Ты Мне дал, Я не погубил никого» (Св. Евангелие от Иоанна 18:9);
Нам всем хорошо известны случаи, когда «большие» служители просто уничтожали людей, принося их в жертву общему благу или просто потому, что эти люди были неудобны. Любой человек, который уничтожает, повреждает жизнь другого, независимо от мотива, не может претендовать на руководство в Церкви и в жизни людей.
Третье – «мы не искали корысти». Это не просто говорит о том, что Павел не искал какого-то материального вознаграждения за свой труд. Речь идет об отсутствии любой выгоды. Он не искал ни материальной, ни душевной, ни духовной выгоды. Он был по-настоящему отцом. Некоторые из служителей пытаются использовать людей, как средство самореализации, как средство для достижения цели, как что-то, что поднимает самооценку и т.д. Апостол Павел учит нас, что это является причиной для того, чтобы подумать о том на своем ли мы месте. Служитель не должен искать своего. Если мы, исследовав свое сердце, обнаружили какие-то скрытые мотивы, то это повод задуматься о том, чтобы пересмотреть свое положение.
стих 3.
Павел не был бы Павлом, если бы после такого перечисления не оговорился, сказав, что все это не является осуждением. Важно не осуждать. Наверное, самое важное, что мы можем сделать. По своей природе человек склонен осуждать других. Часто мы осуждаем за вину, но также часто осуждаем за то, что просто не оценили наших бескорыстных усилий. Это, несомненно, ранит и служит поводом к некоторой обиде, с которой необходимо справляться. Тем более нельзя осуждать за это. Такое осуждение приводит к разрыву отношений, что, в свою очередь, приводит к невозможности служить тому, кого мы осуждаем.
Апостол еще раз повторяет коринфянам, что они в его сердце. Их место там занято навсегда. Когда мы говорим о любви, то тем самым утверждаем, что будем действовать исключительно в интересах того или тех, кого любим. Поэтому Павел и говорит о любви к коринфянам. Его действия направлены на то, чтобы послужить им, помочь справиться с возникшими проблемами. Даже, если его резкие слова и показались кому-то оскорблением, – это не означает, что он действует в иных интересах, нежели интересы коринфян. Любить не означает попустительствовать греху.
«Чтобы вместе умереть и жить», т. е. прожить вместе жизнь. Отношения Павла нацелены на всю жизнь, коринфяне не очередной этап, а постоянная любовь. Это очень важно, чтобы мы понимали, что отношения любви никогда не прекратятся. Непрекращающиеся отношения любви – это самая большая нужда человека. В этом служитель должен быть отображением Бога.
стих 4.
Павел пишет, что он надеется на коринфян. Странно, потому, что их духовное состояние оставляет желать лучшего. Он не просто надеется, что все будет хорошо. Он употребляет слово παρρησια (паррэсиа) – открытость, откровенность, прямота, дерзновение, смелость, уверенность, твердое упование. Следовательно, речь идет не о простой надежде, а об уверенности. Павел уверен в том, что все будет хорошо. Другими словами апостол верит в коринфян.
Несмотря на духовное состояние коринфян, Павел хвалится ими. Какую причину гордиться этой Церковью имеет Павел? Что является предметом его гордости? Мне кажется, что речь идет исключительно о родительской гордости за своего ребенка, которая не зависит от его поступков. Мы находим в своем ребенке самое лучшее.
Далее Павел пишет, что он «преисполнен утешением». Он наполнен словами увещевания, утешения и наставления. Он говорит о том, что идет к ним не с пустыми руками. Мы не можем идти к людям, не имея ничего к ним. Если мы не имеем откровения, то рискуем уклониться в пустословие.
Важным также является то, что радость, которую испытывает служитель не относится к тому ,что он приобретает или имеет. Радость служителя состоит в его служении. Радость Павла исходит из того, что он в состоянии помочь, послужить.
стих 5.
Павел вспоминает то время, когда только пришел в Македонию, когда они испытывали огромные трудности. Плоть не имела никакой передышки (ανεσις). Не было возможности перевести дух. Проблемы и нападки сыпались со всех сторон. Когда так случается, кажется, что весь мир ополчился на тебя и Бог отвернулся от тебя. Приходит отчаяние. Павел пишет, что давление было обоюдным: и извне, и изнутри.
Извне нападения μαχη (махэ) – бой, сражение. Мы все стремимся к миру, к тому, чтобы проводить жизнь тихую и безмятежную. Но здесь возникает ситуация, когда на тебя постоянно нападают, и приходится защищаться, а иногда и нападать. Сатана постоянно пытается ввязать нас в какое-нибудь сражение, чтобы просто задержать.
Изнутри страхи. Неуверенность, страх присущ не только новообращенным или простым служителям, но и апостолам. Павел говорит об этом. Он не боится признаться в том, что чего-то боится, что не уверен в том, что его поступки верны. Его открытость является примером для всех, кто служит Христу.
Страх – самое страшное оружие сатаны. Он сеет в нас страхи, чтобы мы потеряли покой и не могли двигаться дальше. Сильный страх может вообще парализовать и лишить сил не только к движению, но и вообще к сопротивлению искушению.
Таким образом, Павел показывает коринфянам, что его путь в Коринф не был легким, но он все же пришел, повинуясь призванию от Господа.
стих 6.
В этом стихе, Павел говорит о двух важных вещах.
Первое – Бог утешает смиренных. Это означает, что утешение приходит к нам, когда мы уповаем на Господа и смиряемся перед Его волей. Если мы не имеем смирения, то постоянно пытаемся решать возникающие проблемы собственными силами. До тех пор пока мы движемся, уповая на себя, считая себя способными преодолеть все, мы не получим ни помощи, ни утешения. Смирение в таких обстоятельствах предполагает смирение с любым исходом событий. Смирение предполагает доверие Господу, Который все сделает наилучшим образом и знает, что нам лучше в той или иной ситуации. Таким образом, смирение и утешение приходят в нашу жизнь одновременно.
Второе, на что необходимо обратить внимание – это на то, что Бог утешил Павла прибытием Тита. Иногда в трудных обстоятельствах достаточно, чтобы пришел кто-то из тех, кого ты любишь, чтобы это уже само по себе стало утешением. Плечо любящего человека, стоящего рядом с тобой в трудных обстоятельствах, является самым сильным утешением.
стих 7.
Тит пришел к Павлу из Коринфа. Он не просто пришел как друг, он пришел как вестник. Он принес хорошие известия из коринфской Церкви. И это утешило апостола. Тит рассказал о реакции коринфян на предыдущее послание:
Во-первых, он говорил об «усердии», которое приобрели коринфяне, будучи обличенными Павлом. Слово «усердие» в оригинале – επιποθησις (эпипотэсис) – желание, томление. Огорченные апостолом люди, приобрели желание к изменению, томление по Богу. Истинное обличение, совершенное в любви, приводит именно к такому результату.
Во-вторых, он сообщил Павлу о «плаче» в коринфской Церкви. Οδυρμος (одурмос) – вопль, плач, сетование. Это говорит о том, что обличение Павла не просто огорчило коринфян, а привело к покаянию, которое было явным.
В-третьих, Тит рассказал им о «ревности». ζηλος (дзэлос) – ревность, пыл, рвение, усердие. Павла ждали с ревностью, за него ревновали, его защищали, о нем молились и его ждали как отца, который шел помочь, разобраться и привести все в порядок.
0 Комментарии