Начнем собственно не контекстуальный разбор послания к Филимону, несомненно самого личного послания Апостола Павла. И начнем с приветствия.
Послание к Филимону 1:1-3
Павел, узник Иисуса Христа, и Тимофей брат — Филимону возлюбленному и сотруднику нашему, и Апфии, [сестре] возлюбленной, и Архиппу, сподвижнику нашему, и домашней твоей церкви: благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.
Вот как звучит этот отрывок в новом переводе:
От Павла, осужденного за веру в Иисуса Христа, и от брата Тимофея дорогому нашему соработнику Филимону, сестре Апфии и соратнику нашему Архиппу, а также церкви, которая встречается в твоем доме. Благодать и мир вам от Бога, Отца нашего и Господа Иисуса Христа.
Во-первых, Павел начинает свое письмо совершенно для наго необычно: он не пишет «Павел, раб Бога…», он начинает со слов «Павел, осужденный за Иисуса Христа…». Возможно, посколько он пишет одному человеку, ему не нужно представляться так как он представляется церквям, а может быть ему важно, чтобы Филимон знал о том где находится Апостол и почему.
Он употребляет слово δέσμιος [дЭсмиос], буквально: связанный, закованный. Это означает не только буквальное тюремное заключение, но и ограниченность его действий и возможностей. Это положение лишает его всех способов влияния, кроме одного — просить.
Павел обращается к Филимону, его жене Апфии и, как утверждают некоторые источники, к епископу Фригии, который надзирал за домашними церквями региона. Апостол вовлекает в свидетелей, причем достаточно важных для адресата людей. Это делает письмо не сколько личным, сколько деловым, а его тепу без сомнения очень важной для Павла.
Павел называет Филимона «любимым» и соработником, что указывает на то, что тот был служителем, как минимум, пастором домашней церкви. На это указывают и другие исторические источники.
В то время, как и в последующие пару сотен лет структура Церкви представляла собой сеть домашних церквей. Исключением была Иерусалимская церковь, которая из-за своей громоздкости была практически разгромлена во время нашествия Тита.
Над домашними или семейными общинами региона надзирал епископ (ἐπίσκοπος [эпИскопос] — блюститель, надзиратель, смотритель, страж;). Им, как мне кажется, был Архипп.
Именно благодаря такой системе церковь выживала во времена тяжелых гонений. Члены одной семьи, даже если не разделяли веру своих родных, редко сдавали властям своих близких. Поэтому домашние церкви были самым устойчивым способом организации служения.
Павел сидя в тюрьме заботится о благополучии других людей
Итак, Павел делает акцент на то, что он заключенный за благовестие о Христе и призывает в свидетели других людей, которые являются важными персонами в жизни Филимона, потому, что хочет попросить его о чем-то несомненно важном и возможно сложном как для себя, так и для Филимона.
Он передает привет домашней церкви и благословляет дом, семью и церковь. Делает это точно как это делал всегда и со всеми. Это один из весомых аргументов в пользу авторства Апостола язычников.
Апостол Павел хочет, чтобы Филимон знал о том, где он и что с ним происходит.
Читайте мой блог ЛИЧНЫЙ БЛОГ.
Смотрите программу «КАПЛЯ».
Наше служение отцам «ОТЦОВСТВО».
Корректор Татьяна Акимова
Все иллюстрации взяты на сайтах Unsplash, pexels и pixabay, которые предоставляют бесплатную лицензию Creative Commons Zero (CC0) license, дающую право свободного использования материалов, размещенных на данных сайтах.

0 Комментарии