2 ФУНКЦИИ ВЛАСТИ

Наказание злых и поощрение добрых - это 2 функции власти, которые даны ей от Бога. Извращение или неисполнение положенного влечет проклятие и неизбежное наказание.
1 Петра 2:14
…правителям ли, как от него посылаемым для наказания преступников и для поощрения делающих добро… 


Почему мы должны быть покорными власти? Вернее, что дает людям право считать себя обладателями власти и применять карательные ресурсы? Петр говорит о правителях. И я сразу же обратил внимание на то, что он говорит не о владетелях, а именно о правителях, т.е. о тех людях, которые не являются собственниками, но поставлены управлять.
Любой из правителей является орудием в руках Бога и призван наказывать преступников. Однако каждый правитель всегда превышал свои полномочия, считая себя не просто правителем, но владетелем. И не только наказывал преступников, но и делал это, настолько заужая область дозволенного, что практически каждый человек в том или ином становился преступником закона.
Таким людям мы просто должны оказать непослушание ради Христа. Потому что они не просто правители, но узурпаторы власти, превышающие свои полномочия. И церковная власть - не исключение, поскольку греховная природа продолжает не только действовать, но и порабощать. Власть не развращает, а обнаруживает, обличает пороки.
Например, постановления об одежде, еде и поведении. Они не просто ограничивают, но определяют границы, за пределами которых преступление. Скорее всего, на самом деле преступления нет, но это неважно. Важно, чтобы человек чувствовал себя как можно более дискомфортно и зажато. Чем больше людей находятся за пределами границ установленного закона или чем чаще они, по тем или иным причинам, переступают эту границу, тем лучше для «правителей», которые через это будут манипулировать.
Простой пример, вернее два. Один из жизни, другой из церковной жизни. Каждый раз, когда я возвращаюсь домой из-за границы, переживаю нарастающее чувство того, что я делаю что-то незаконное. И чем ближе к границе, тем это чувство сильнее. Дело в том, что я купил пару упаковок памперсов, стиральный порошок, шоколад детям. Но совсем не уверен в том, что честно купленное за честно заработанные деньги допустимо при пересечении родной границы. Вдруг нельзя порошок или шоколада много купил? Особенно, когда подходит таможенник и со строго назидательным выражением лица говорит: «ну, давайте посмотрим, что вы тут перевозите…». Ограничение на передвижение товаров настолько сильное, что практически никто доподлинно не знает, нарушает он закон или нет. Так из нас делают преступников.
Второй пример из церковной жизни. Воскресное богослужение. Закон церковной жизни говорит о том, что пропускать его — это грех. А если есть причины, вполне себе объективные? Есть правда добрые пастыри, которые рассмотрят причины и благосклонно помилуют. Однако богослужение - это выражение любви каждого, а не закон. И это, во-первых. Во-вторых, Писание не регламентирует ни день, ни форму. Это делают люди, желающие загнать нас за границы закона и сделать преступниками.

У власти есть 2 функции — наказание злых и поощрение добрых

Вторая часть обязанностей правителей — это поощрение тех, кто делает доброе. И это - самая забытая функция власти. Во-первых, потому что для начала необходимо определить критерий пользы и добра. И, по моему мнению, существует три критерия определения добра.
Прежде всего, это позитивные поступки относительно Бога, Его природы и заповедей. Например, заповедь любви, сострадания и справедливости. Как сегодня принято говорить «общечеловеческие ценности». Помогаем ли мы друг другу, служим ли мы ближнему, ставим ли мы свои интересы превыше интересов своих ближних? Современное общество способно в данной категории оценивать исключительно подвиг, когда человек совершает немыслимое ради других. Мы имеем дело с такими добродетелями как спасение из огня, из воды, самопожертвование ради жизни другого и проч.
Вторая категория добра - это состояние или отношение человека относительно общества. Хорош поступок или нет определяется тем, насколько его действия полезны всем, а не только ему. Если первый критерий - это поступки относительно отдельного человека, то второй оценивает действия относительно сообщества. Здесь такие добродетели как верность Родине, семье, народу.
И третья категория добрых, качественных или верных поступков - это дела относительно лояльности власти. Здесь уже оценивается не столько сам поступок, сколько его оценка с точки зрения лояльности правилам, установленным правителями. Здесь главное не собственно подвиг, а то, насколько он согласован, одобрен или не нарушил правила.
Часто хорошие поступки людей, как минимум, остаются незамеченными только потому, что они не вписываются в систему правил, установленных правителями. Например, я был свидетелем того, как человек, защитивший старика от группы пьяных подростков, получил 2 года условно за превышение мер самообороны.
Такой подход превалирует в мире сегодня. Представители власти сами решают, что есть добро и как его поощрять. И, наверное, поэтому медали «За заслуги перед Отечеством» выдаются чаще, чем орден «Мать-героиня».
Мы имеем общество, в котором поощряются не добрые дела, а лояльность системе власти и собственно правителям. Когда шутка в адрес правителя воспринимается не просто как оскорбление собственно правителя, а как оскорбление государства.
Что я хочу сказать? Только то, что государственная власть весьма преуспела в наказании плохих ребят, при этом частенько переходя границу или передвигая её ради себя самой, но совсем не работает во второй своей ответственности — поощрения делающих добро. Зачастую, напротив, возводя доброе в ранг вредного.

* — собирательно.
Часто ли вы сталкивались с тем, что власть поощряет добрые дела?

Корректор Татьяна Акимова

Отправить комментарий

0 Комментарии